Напоминание о лекции
Напомнить вам о следующей бесплатной лекции?
 

Не пойду, мамка, в садик... Упрямый ребёнок — ломать или гнуть?

Чаще всего мы не придаём большого значения упрямству ребёнка, списывая всё на плохое настроение, детские прихоти, бабушкину вседозволенность, попытку манипулировать и получить желаемую сладость/игрушку, да что угодно, но причина явно не стоит нашего внимания.

Баловство или проблема?

— Не пойду в садик… Не буду кушать… Не поеду в автобусе… Не стану одеваться… Не хочу спать/купаться/убирать игрушки…

Топает ножками, бросается одеждой, упирается и выдёргивает ладошку из родительской руки, надувает губы и опускает глаза.

Как мы, родители, обычно реагируем на подобные заявления?

— Эти капризы надо пресекать, а то вырастет избалованным эгоистом!

Чаще всего мы не придаём большого значения такому поведению ребёнка, списывая всё на плохое настроение, детские прихоти, бабушкину вседозволенность, попытку манипулировать и получить желаемую сладость/игрушку, да что угодно, но причина явно не стоит нашего внимания.

А почему дети так ведут себя на самом деле? Пытаются привлечь внимание, сделать назло родителям, проявляют свою индивидуальность или, может, мстят за обиды?

И ведь не все такие! Только самые «золотые» и послушные, которым словно вожжа под хвост попала. Про таких мы говорим: «Был ребёнок как ребёнок, а потом будто подменили».

Именно так и происходит — идеально послушный и примерный малыш, каким родители привыкли видеть своё чадо, вдруг меняется и начинает вести себя не то, чтобы не так, как раньше, а с точностью до наоборот: упрямится, замыкается, смотрит исподлобья и делает всё назло.

Что же происходит с малышом?

Период такой? Перерастёт? Через два дня забудет?

И как правильно поступить в такой ситуации? Идти напролом, заставлять, добиваться выполнения своей воли, давать понять, кто тут главный, — или угождать, прощать и больше баловать, чтобы умаслить, сменить гнев на милость?

Стоит ли вообще делать из этого проблему, может, просто не обращать внимания?

Есть ли способ избежать подобных ситуаций в будущем?

Закулисье маленького сердца

Даже самый маленький карапуз — это уже Индивидуальность, имеющая врождённый набор психологических качеств, которые да, ещё только развиваются, но они уже есть, он с ними родился и реагирует на внешний мир согласно собственному образу мышления.

Упрямство, согласно Системно-векторной психологии, это свойство, которое может проявляться только в одном из восьми векторов — анальном.

Малыш с анальным вектором отличается усидчивостью, по сравнению с другими детками, даже некоторой медлительностью, любое своё дело он стремится довести до конца и очень расстраивается, когда его прерывают или подгоняют. Спокойный, послушный ребёнок, который просто расцветает на глазах от родительской похвалы и одобрения. Для него крайне важно знать, что его ценят, что любое его достижение достойно доброго слова или благодарности, именно ради этого он готов корпеть над своей работой, будь то собирание пазлов или надевание перчаток.

Самые мамозависимые детки, они болезненно воспринимают любые перемены в их жизни, как то переезд, смену садика или школы, даже изменения в режиме. Остаться в саду без мамы — это равносильно концу света.

Ребёнок с анальным вектором с подозрением относится ко всему новому, даже если это подарки на день рождения или обновки гардероба. Через день-другой всё это станет любимой игрушкой или платьем, но в первые минуты малыш даже не захочет взять это в руки.

Учатся такие детки медленно, но основательно, систематизируя получаемую информацию ещё на входе и раскладывая сразу же у себя в голове всё по полочкам. Часто они просят повторить, уточнить, задают массу вопросов, чтобы сразу было всё понятно. Их феноменальная память способна запоминать массу информации и хранить её всю жизнь.

Одной из особенностей психики представителя анального вектора, в том числе и маленького, является своеобразное понимание справедливости — всё поровну, пополам. Его геометрия комфорта — это квадрат, в котором искривление горизонтальных граней вовнутрь есть ощущение «недодали», а наружу — «передали». При этом состояние «передали» выражается в чувстве вины и желании отблагодарить, а «недодали» — вызывает обиду и желание отомстить. И то, и другое — это стремление восстановить справедливость, выровнять грани квадрата, вернуть сбалансированное состояние биохимии головного мозга.

Самый большой стресс, который может быть у маленького анальника, это сдёргивание его с горшка — такой важный для него процесс очищения организма обязательно должен быть закончен, а медленный от природы метаболизм и неторопливая работа кишечника не позволяют сделать это быстро.

И вот, как часто бывает, спешащая на работу мама постоянно подгоняет, одёргивает и покрикивает на анального ребёнка, собирая его в сад или школу, — так прерывается и остаётся незавершённым одно важное дело за другим, психологический квадрат в маленькой голове искривляется всё больше, накапливая одну обиду за другой.

Феноменальная память бережно хранит каждую обидную фразу, взгляд или опрометчивый поступок торопливой мамы, которая, не придавая значения такому поведению, даже и не подумала извиниться, чем могла бы исправить ситуацию хоть частично. Обида растёт, занимает все мысли малыша, напряжение растёт, дисбаланс биохимии усиливается и, наконец, проявляет себя желанием отомстить, восстановить справедливость.

Вряд ли малыш так подробно объяснит вам сложившуюся ситуацию, скорее всего, он сам не понимает, что происходит, но общие психические механизмы в голове маленького анальника работают именно так, проявляя себя в каждой конкретной ситуации по-разному.

Отдалённые последствия дутых губок

Чем чревато подобное состояние анального малыша для его будущего?

Обида на мать — самое деструктивное чувство, которое может присутствовать в психике человека с анальным вектором. Останавливая развитие врождённых свойств и зацикливая психологическое состояние в негативе, обида может проходить красной нитью через всю жизнь, начиная с самого детства. Тяжёлый груз, лежащий камнем на душе и оставляющий отпечаток упрёка на лице, значительно ограничивает возможности в общении, полноценной реализации, мешает даже в создании счастливой семьи и влияет на те же самые отношения с родными и близкими.

Обида чаще всего так и остаётся неосознанной, рождая ощущение внутренней преграды или собственной ущербности, невезения, всеобщей несправедливости. Постоянное желание к мести делает человека с анальным вектором очень жестоким. В детстве это может проявляться жестокостью, направленной на тех, кто слабее, — на младших детей, животных или на растения, в более старшем возрасте это проявляется домашней тиранией, вербальным или физическим насилием. Часто такие люди становятся жестокими насильниками или даже убийцами, воспринимая женщин как низшие существа и вымещая свою подсознательную злобу именно на них.

В раннем возрасте обиженный анальный малыш стремится отомстить на уровне своего мироощущения:

«Мама злится, когда я что-то делаю медленно? Ага, получите! Я вообще сяду и буду сидеть!»

«Она хочет, чтобы я быстрее оделся? Вот вам! Не буду одеваться!»

«Мама опаздывает на работу, поэтому я должен бежать в садик? Значит, я вообще никуда не пойду!»

Родительский креатив

Что делать в такой ситуации?

Во-первых, разобраться в том, что происходит. Понимая особенности векторов вашего малыша, вы сможете заранее знать, как он отреагирует на ту или иную ситуацию в его жизни, что весьма упростит ваше с ним общение.

Во-вторых, усвоить, что лобовая атака против самого упрямого вектора в природе — дело заведомо гиблое. Перед вами маленький высокогорный баранчик!

В-третьих, решить для себя такой вопрос: что для вас важнее — опоздать сегодня на работу или отложить в маленькой голове ещё одну обиду на вас, которую он не забудет НИКОГДА?!

Если всё же именно сегодня самый важный в вашей карьере день, вас повышают, вы возглавляете компанию, вас ожидает инаугурация, Нобелевская премия или высадка на Марс, есть несколько способов всё же успеть в самое важное место — в сад.

Тут же меняем тактику: делаем вид, что никто никуда не спешит — не даём лишнего повода для капризов.

Горшок — дело серьёзное, поэтому уж потерпите.

Главное удовольствие для любого анальника — это похвала, а похвала родителей — самая большая радость.

«Ты уже надел носочки? Умничка! Мамина радость, молодец! Я тебя люблю! Давай мама наденет на тебя чистую рубашечку, ты будешь сегодня самый красивый в садике. Какие штанишки хочешь?»

Хвалим, отвлекаем, не даём задуматься и вспомнить про обиду. Элементарные вопросы, практически не требующие раздумий, но отвлекающие.

И дальше…

«Ты знаешь, вчера звонила Марья Ивановна, сказала, что ты самый послушный в группе, что знаешь уже все цифры и буквы, что ты — самый самостоятельный и взрослый. Она говорила, что помогаешь ей с другими малышами, которые не слушаются, поэтому она всегда радуется, когда ты приходишь вовремя в садик, ведь ты — её помощник! Это правда?»

Ну, как это может не быть правдой?! Анальные детки и в самом деле самые послушные и любят помогать, особенно играть в наставника для более младших, учить их уму-разуму. Это заложено в их природных свойствах.

И вот незаметно для себя вы уже выходите из дома…

Не рассчитывайте, что анальный малыш с радостью будет бежать к остановке, бег и вообще любой подвижный спорт — это не для него. Быстрый шаг — это максимум, на что вы можете рассчитывать.

Прощаясь, не забудьте сказать: «Я тебя люблю больше всех на свете, ты у меня лучший. Вечером я тебя заберу, и мы будем дома все вместе играть и читать книжки. Хорошо?»

Нахваливая своего карапуза, помните, что для анальника похвала — инструмент очень тонкий. Здесь важно не переусердствовать! Перехвалить ещё хуже, чем обидеть. Психологический квадрат всё равно будет искривлён.

Хвалим только за значимые свершения, за важные поступки — выученные буквы, хорошее поведение, послушание, порядок в игрушках, помощь родителям.

Концентрируем малыша на серьёзных достижениях, его личных результатах, поступках, которые потребовали бы от него значительных усилий — иными словами, стимулируем развитие, а не самолюбование. Выращиваем сосредоточенного на своей деятельности учёного, врача или писателя, но никак не маменькиного сыночка с комплексом «хорошего мальчика»!

Вот так, мягко направляя в нужное русло маленького упрямца, всё-таки можно выиграть несколько драгоценных для вас минут и сохранить несколько десятков здоровых нейронов в его и в вашей голове.

Наше родительское влияние ограничено всего лишь 12-15 годами до окончания пубертата — это время, когда векторальные свойства могут быть развиты. После этого начинается их реализация, которая продолжается всю жизнь. Только от наших усилий, нашего понимания и умения направить психологическое развитие малыша будет зависеть тот уровень, на котором будут реализованы его природные качества на протяжении всей его жизни.

Феноменальная память может хранить обиды, но также она может хранить научные данные.

Усидчивость и терпение, проявляющиеся в упрямстве, могут реализовать себя в стремлении достичь наилучшего результата в своей деятельности.

Любое свойство вектора может быть как в плюсе, так и в минусе, стать как источником проблем, так и инструментом неограниченных возможностей.

Упрямый ребёнок — это не диагноз, не особенность характера и не временная вредность, это негативное состояние анального вектора, которое ещё можно исправить. Всё в ваших руках! Более подробно об особенностях детей с анальным вектором и о преодолении упрямства вы сможете узнать на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Читаем в следующих статьях:

Детская истерика — как победить за 10 минут?

Вспышки агрессии у ребёнка — я уже его боюсь!

Ребёнок начал воровать — что происходит?!

Корректор: Ирина Щербакова

Автор публикации: Диана Гадлевская, врач-анестезиолог
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии. Уже идут 132602 человек

Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии

Уже идут 132602 человек
Записаться
 
Регистрируясь, вы соглашаетесь с офертой
Записаться
 

Даты лекций будут
скоро назначены

Комментарии 9
 
 
 
 
Войти
С помощью социальных сетей:
facebook.com
В контакте
Google+
Одноклассники
Mail.ru
X
Ольга Баронкина 12 апреля 2017 в 11:04

Дианочка, выражаю восхищение вашим мастерством и стилем написания статей по СВП! Насколько же эти статьи ценные, для нас, мам, которые только начинают свой путь в СВП!

Спасибо и тем, кто пишет комментарии! Это дает возможность разобраться в вопросе глубже! И юмор прекрасный :) Спасибо, ребята!

Наталья Красуля 13 марта 2014 в 09:03

Отличные рекомендации! Всё применимо. Только вот одеваться никак не хочет ( доче 6 лет) : "ты меня будешь до старости одевать, а когда умрёшь - папа будет одевать." и никакие уговоры не помогают. Что делать?

Elena Shapoval 13 марта 2014 в 10:03

Наталья, одеваться не научилась потому, видимо, что мама всегда спешила, подгоняла и все делала сама? У меня вот такое тоже было, особенно со старшим сыном. Анальничек мой поспешать не любил, а я кожная все время летела куда-то. Завязывание шнурков было сущим испытанием для обоих. Сначала терплю, наблюдаю несколько минут, потом с психом кидаюсь сама завязывать. Так мы до школы шнурки не умели завязывать, пока бабушка летом не провела "курсы" с терпением и любовью, ей присущими.

Ольга Князева 18 июня 2013 в 13:06

У меня сын и с кожей, и с анальностью: первый помощник воспитателей, бабушки и меня. Так и говорит: "я в саду вместе с воспитательницей детей воспитываю", "я твой помощник и защитник", причем быстро все делает. Не успевает воспитатель оглянуться - все убрал уже со стола. Похвалят - так на седьмом небе, а если еще и конфетку дадут.... Интересно наблюдать, как вектора "переключаются" - захочет игрушки свои убрать так может основательно, аккуратно, а то мешок принесет, все в кучу сбросит и шкаф закроет - "я убрался!".
Его упрямство похоже на целеустремленность - если задумал, поставил цель научиться кататься на самокате, то пока не научился, хотя падал больно, с улицы не пошел домой... Я просто сижу- жду, если нет реальной опасности и необходимости куда- то идти, а объяснишь детально почему со мною идти надо, а не свое "хочу" удовлетворять, компромисс найдем - и все спокойно!

Ирина Каминская 1 15 июня 2013 в 13:06

С нами анальниками всё ясно, а что делать с кожными капризами? Сейчас большая проблема у меня. Или это анальность проявляется - не хочу, не буду, и вообще - уйди, баба - это как понимать?! :)

Диана Гадлевская 1 16 июня 2013 в 19:06

А не зрительные ли это "показательные выступления", Ирина? Или кожное "нет!" А может и в самом деле где-то анальность завалялась? ;)

Ирина Каминская 1 16 июня 2013 в 23:06

Вот и думаю:) Анальность же должна ещё и хорошим чем-то проявляться, так этого нет. Оттого склоняюсь к зрительным театральным сезонам плюс кожному нет. Спасибо, Диана.

Тамара Брандт 15 июня 2013 в 10:06

Диана, Вам удалось просто и понятно объяснить особенности маленького анальничка и предложить методы воспитания. Приведенные примеры показывают, как можно выйти из затруднительных ситуаций, часто встречающихся в жизни. До пубертата у родителей еще есть шанс исправить ошибки воспитания, чтобы ребенок вышел в жизнь без тяжелой ноши обид, которые будут давить на него и тормозить его движение вперед.

Диана Гадлевская 1 16 июня 2013 в 20:06

Спасибо, Тамара, всё из собственного опыта по воспитанию высокогорного баранчика.